Мы помним!

Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви.

Битва на Днепре ( ВОВ 1943 год )

БОЙ НА ПЛАЦДАРМЕ

"...И только раз видел рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне..."

На нашем фронте мы тогда первыми успешно переправились через Днепр и первыми же вступили освободителями на белорусскую землю...

Еще была ночь, но от огня в ближнем бою казалось, что уже день. По крутому откосу дамбы мы поднялись наверх и бросились всем своим телом в немецкий окоп. Ближний     бой, по-моему, самый страшный из всех остальных,  люди звереют, становятся беспредельно жестокими и кровожадными. Они смерти уже не замечают и действуют по «закону войны»: «если я тебя не убью, убьешь ты меня». Поэтому ни раненых, ни пленных в том бою не было. Трудно было представить себе, кто в кого стреляет, всюду выстрелы и взрывы гранат. В боевых трофеях нужды тогда не было: оружия и патронов, гранат и ножевых штыков было достаточно.

Этот жаркий бой мне показался очень коротким: мы овладели дамбой, первым окопом, огневыми площадками, всеми укреплениями по другую сторону дамбы. Но это была только узкая полоска белорусской земли - наш плацдарм. Чудом оставшиеся живыми немцы панически бежали.

Уже стало светать, и вдруг в небе над нами закружили наши и немецкие самолеты. Они принялись бомбить и тех и других, штурмовать, обстреливать из пулеметов боевые позиции обоих борющихся сторон. Вот когда особенно потребовались целеуказание для самолетов. Наши боевые порядки были очень близкими, а местами и перепутались с противником.

Когда смерть очень близко в бою, ее как бы не замечаешь: все время надо действовать самому и руководить другими. Теперь первой задачей стало - расширить плацдарм, а это значит - идти вперед, непрерывно атаковать неприятеля, не допускать передышки в бою, его преследовать огнем и ударами.

А вот и холмы, перелески с оврагами, где занимали огневые позиции немецкие батареи. Они оказались на месте и неготовыми для близкого боя. Мы их атаковали, звучали встречные выстрелы с коротких дистанций. Мы отбивали орудия, захватывали боевые трофеи, тут же разворачивали трофейные исправные пушки и минометы. Приводили их в действие и настильным огнем, прямой наводкой из них расстреливали, пытавшихся скрыться, врагов.

«Бой продолжается, пока есть заряд (есть чем воевать)»... Остатки противника ушли в лес, и сразу же стало тихо на поле сражения или «Битвы на Днепре». И только теперь есть минута, возможность осмотреть все вокруг и понять, что же произошло. В этом сражении я впервые и один раз за весь мой боевой путь видел на поле сражения развернутые, алого цвета Боевые Знамена нашей дивизии и наших полков. Я увидел собственными глазами и мог сам оценить наши боевые потери при форсировании Днепра и на плацдарме. Они были очень большими и многочисленными: берег Днепра, острова и поле боя были усыпаны трупами воинов, неживыми человеческими телами, а также тяжело ранеными при переправе бойцами. Все, дело сделано, мы находимся на правом берегу реки: умолкли пушки и минометы, стало не слышно и автоматных, пулеметных очередей, взрывов ручных гранат. Только еще не рассеялся пороховой дым над недавним полем ожесточенного боя. Весь берег Днепра изрыт многочисленными воронками от взрывов мин и снарядов.

После боя, наконец, наступила короткая передышка - затишье перед новым сражением уже за освобождение Белорусской земли от врага. Битва на Днепре - это только начало трудного и продолжительного боя в Полесье...

За успешно проведенную боевую операцию, за форсирование Днепра и захват плацдарма на его правом берегу, за проявленные при этом умение, мужество и отвагу, Приказом Верховного Главнокомандующего - И.В Сталина наша 106-я Забайкальская стрелковая дивизия была удостоена почетного наименования - ДНЕПРОВСКАЯ и награждена орденом КРАСНОГО ЗНАМЕНИ. Многим участникам переправы и боев на днепровском плацдарме было тогда присвоено звание ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА и еще больше воинов, солдат и офицеров, награждено боевыми ОРДЕНАМИ и МЕДАЛЯМИ. Всем участникам операции была в Приказе объявлена БЛАГОДАРНОСТЬ.

Штаб 65-й армии по опыту 106-й стрелковой дивизии даже издал для передачи боевого опыта «Информационный листок» («Опыт форсирования реки Днепр Н-ской стрелковой дивизии»).

На переправе погибли командиры двух стрелковых полков, подполковники Смирнов и Матюгин, посмертно ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Похоронены в Лоеве.

Предыдущая глава Содержание Следующая глава

© 2015 pomni.com.ru